Как известно, в нашей стране  с 2014 года проходит реформа местного самоуправления и территориальной организации власти. Её целью и задачами  является  создание и поддержка благоприятной жизненной  среды  на местном уровне,  оказание качественных и доступных для каждого человека  услуг, повышение эффективности местных управленческих решений и, соответственно, формирование необходимых  условий для  стабильного экономического  роста  местных территорий.

       Поставленные задачи  предполагается воплотить по  результатам процесса децентрализации  государственной власти Украины. Сегодня этот процесс проходит путём реформирования органов исполнительной власти,  передачи реальных полномочий, финансов и ресурсов органам местного самоуправления, а также создания мощных административно-территориальных объединений, способных более эффективно решать вопросы потенциального развития  местных территорий. Согласно  проекту конституционных изменений, подготовленного Офисом Президента Украины, готовящееся новое административно-территориальное деление территории Украины по трёхуровневой системе: громада – район (или округ) – регион, - должно закрепить проводимую реформу. Конкретными  изменениями при этом должны стать: ликвидация  государственных администраций;  укрупнение районов и возможное создание на их базе округов, объединяющихся в регионы;  введение  в районах  института префектов, создание объединённых территориальных громад, выступающих согласно реформе основной административно-территориальной  единицей Украины.

      Именно громады, создающиеся активно  с начала реформы в рамках децентрализации власти,  и призваны обеспечить выполнение  перечисленных выше задач. С этой целью громадам, как основному звену в системе органов местного самоуправления Украины, передаются сегодня на максимальном уровне полномочия  и финансовые ресурсы  государственной власти. На данный период на территории  Украины  создано  уже  около тысячи  громад.

       Об особенностях проводимой  реформы местного самоуправления на территории Татарбунарского района  согласился  рассказать Татарбунарский городской голова Андрей Глущенко.

 

 - Андрей Петрович, Ваше личное виденье и  позиция депутатского корпуса Татарбунарского городского совета по одному из главных направлений реформы, а  именно созданию объединённой территориальной громады, - известны. Город Татарбунары готов  к объединению с другими населёнными пунктами и, более того, Татарбунарский  городской совет выступает сегодня в роли  инициатора объединения, предлагая  город в качестве центра громады. С чего начался  этот процесс?

 - Да, это, действительно так. На сегодняшний день город Татарбунары, приглашая к объединению сельские населённые пункты, готов и  к совместному  перспективному развитию  в рамках единой громады и к исполнению функции центра громады. И основанием  для этого является наработанный в городе за многие годы административный, экономический, социальный, культурный и кадровый потенциал, а также исторически сложившиеся крепкие хозяйственные  и гуманитарные связи  со всеми населёнными пунктами Татарбунарского района.  Сегодня  по вопросам объединения у нас есть также подготовленная  нормативная  база, принятая  городским депутатским корпусом. 

       А предшествовало этой готовности длительная и тщательная работа по подготовке объединительного процесса. Необходимо сказать, что сама реформа местного самоуправления  как и  любая  реформа, несущая  новые изменения в жизни украинского общества,  была воспринята людьми неоднозначно. Поэтому, первыми шагами депутатов и членов исполнительного комитета городского совета  было тщательное изучение содержания реформы, а также нормативно-правовых актов, касающихся механизма  её  проведения. Неоднократно депутаты городского совета принимали участие в различных  семинарах и  встречах по вопросу реформы, которые проводились  органами исполнительной власти  в рамках информационно-разъяснительной работы.

       После того, как  с содержанием реформы  были ознакомлены  представители общественности   и  трудовые   коллективы  города, депутаты городского совета   инициировали в июле 2015 года  общественные слушания,  в ходе которых жители города, обсуждая  варианты создания объединённой громады,  высказались  в пользу формулы «один район - единая громада с центром  в городе Татарбунары». По результатам этих слушаний  депутаты Татарбунарского городского совета приняли решение от 4 сентября 2015 года  № 1208  "О предоставлении согласия на добровольное объединение территориальных громад".

       А дальше мы продолжили путь объединения в рамках переговорного процесса  с сельскими советами. Опираясь, исключительно, на принцип добровольности, который  является одним из главных условий создания громад, мы предложили всем сельским советам войти в состав единой объединённой громады с центром в городе Татарбунары.  Но, тогда, как показали реалии, большинство сельских советов не было готово к  объединительным процессам.  И причин  этому было достаточно. Прежде всего, как уже упоминалось, это неоднозначное отношение людей к самой реформе, сомнения  в её  целесообразности и результативности, а проще сказать, пользе для людей.  Другими немаловажными  факторами  являлись самодостаточность  отдельных населённых пунктов нашего района, где  преобладало мнение о необходимости самостоятельного  развития, а также желание сельских советов сберечь свои  наработанные позиции. И ещё  одним аргументом  неприсоединения к городу  являлась  неуверенность в финансово-экономической достаточности города Татарбунары,  которая позволила бы модернизировать инфраструктуру  будущей объединённой громады  и дальше развивать пропорционально все  её населённые пункты. На тот момент своё желание объединиться с городом проявили только три сельских совета: Вишнёвский, Кочковатский и Рыбальский,  которые  подтвердили  это  намерение  решениями своих сессий.

      Тем временем, когда многие сельские советы обдумывали вопрос: вступать им в процесс объединения, или нет, - на территории  нашего района  были созданы две  громады: Тузловская (объединились Тузловский и Безыменский  сельские советы)  и Лиманская (объединились Лиманский и Траповский сельские советы).

-  Андрей Петрович, как же повёл  себя Татарбунарский городской совет в  этой  ситуации? Казалось бы, что Вам  и депутатам нужно было занять  позицию ожидания и просто ждать?

-  Нет. Мы  решили не ждать, а приступить  к  более решительным  действиям. И  касались  они направления наших усилий на повышение  финансово-экономических  возможностей города Татарбунары и формирования соответствующей его привлекательности. Решениями депутатского корпуса  с 2016 года по нынешний период в городе созданы благоприятные условия для  развития  бизнеса, что послужило толчком для развития местной предпринимательской  инициативы.  Сегодня она   представлена  в различных  видах городской экономической деятельности:   например, подготовка швейных материалов для производства обуви; переработка древесины и выпуск  палетных материалов; производство тротуарной плитки и других  строительных изделий,  производство мяса и мясных продуктов,  производство кондитерских и  хлебобулочных  изделий,  подготовка металлических конструкций и изделий из металла, сбор  и изготовление мебели, сортирование и сбор твёрдых  непищевых отходов и другое.    

       Мы также вводим в нашу практику  деловое партнёрство с крупными торговыми компаниями.  Так, решением 38-й  сессии, прошедшей в начале октября,  городской совет  даёт возможность  одной из наиболее крупных торговых сетей Украины «АТБ – Маркет»  разместить на территории нашего города  современный торговый центр, универсам-супермаркет с широким ассортиментом продовольственных и бытовых  товаров. При  достижении  договорённостей по этому вопросу были учтены обоюдные интересы: для   «АТБ – Маркет» - благоприятные условия  по расширению своей торговой сети, для города – дополнительный источник повышения доходной части городского бюджета от уплаты земельного налога, благоустройство городской территории  в  черте супермаркета  и создание 50-ти новых рабочих мест.

        Ещё одним важным шагом  Татарбунарского городского совета в этом направлении стало  начало в 2018 году процедуры  отнесения города Татарбунары к  категории городов областного значения, что  в случае позитивного решения  этого вопроса на уровне Верховной Рады Украины,  позволит нам значительно увеличить темпы экономически – гуманитарного развития местной территории, и в целом перспективной объединённой территориальной громады. Как нами ранее сообщалось, мы получили по этому вопросу поддержку со стороны  Ассоциации городов Украины. Поддержали нас  и депутаты Одесского областного совета, которые  рассмотрели   нашу   инициативу   в   рамках   работы    постоянной   профильной    депутатской комиссии и приняли на своей сессии  обращение к Верховной Раде Украины с просьбой предоставить нашему городу статус города областного значения.

         И, конечно же, хотел бы акцентировать внимание на воплощении такого инвестиционного проекта, как городской центр административных услуг, созданный нами в 2016 году и к сегодняшнему времени модернизированный в рамках  партнёрства  Татарбунарского городского совета  с международной программой  "U-LEAD с  Европой".

         В ближайшее время  мы планируем  открытие центра, после чего его персонал будет готов  оказывать услуги  не только городскому населению, но и жителям сельских населённых пунктов. А при  создании объединённой громады,  в ряде её сельских населённых пунктов планируется создание  удалённых  рабочих  мест в рамках структуры  этого центра.  

-  Наверное, Андрей Петрович, следует в нашей беседе допустить, что все эти действия городской власти   неминуемо должны были привести  к  новым шагам  в рамках  формирования объединённой громады с центром в городе Татарбунары.

-   У нашего города  есть ряд проблемных вопросов, которые требуют системного подхода в их разрешении. Это и  стабильность водообеспечения, и наведение санитарного порядка на его территории,  благоустройство  городского пространства, что подразумевает состояние  городских дорог, тротуарных дорожек, зелёных зон и многое другое. Внимание депутатского корпуса и исполнительного комитета  городского совета к этим вопросам  никогда не ослабевает.  Но всё же,  в городе постепенно идут преобразования и формируются необходимые предпосылки для проведения  качественных изменений, о чём свидетельствуют  перечисленные мной   действия городской власти.

       Принимая во внимание такие подходы города  к вопросам своего развития,  наши самые близкие соседи  Борисовка и Глубокое, а затем и Нерушай  пересмотрели свою позицию неприсоединения к городу Татарбунары  и  на сегодняшний день готовы  объединиться с нами.

       Своё внимание на  объединительном процессе сосредоточили  теперь и другие сельские советы, но уже с учётом  факторов, имеющих общегосударственный масштаб. Речь идёт о поручении Президента Украины Владимира Зеленского  новому правительству и парламенту, касающееся завершения реформы местного самоуправления и территориальной организации власти в довольно сжатые сроки:  это оставшийся период 2019 – 2020 год, после чего на территории Украины, уже на новой территориальной основе,  должны пройти  местные выборы. То есть, фактически у органов местного самоуправления, практически, не остаётся времени для раздумий. Мы должны объединяться, пока это возможно на добровольной основе. И не ждать когда  наступит  самый  крайний период, в который объединение будет происходить в обязательном  и безотлагательном порядке,  но уже не так, как  мы  этого хотим.

-   Учитывая все перечисленные Вами факторы, именно поэтому на данный период времени перед городским депутатским корпусом и возникла необходимость обновить решение горсовета по добровольному объединению, принятое  в 2015 году?

-  Да, создание двух громад в районе и активизация объединительного процесса с начала этой осени  вызвали эту необходимость.  Нужно было поднять принятое четыре года назад решение и, с учётом  новых обстоятельств  на местах и в общегосударственном плане, действительно, его обновить. Также, нами была поставлена задача подчеркнуть  обновлённым  решением  инициативу  Татарбунарского городского совета  по объединению и снова  предложить всем сельским населённым пунктам Татарбунарского района,  кроме тех, кто  объединился в Тузловскую и Лиманскую  громады, войти в состав Татарбунарской территориальной громады.

        С целью проведения консультаций  по этому направлению,  в сентябре городской совет  по своей инициативе пригласил сельских голов и председателя районного совета на  рабочую встречу,  где в формате  круглого стола были обсуждены актуальные вопросы децентрализации и создания объединённой громады. Прошедшая совместная дискуссия отразила  сохраняющуюся  среди жителей района обеспокоенность  проведением реформы и непростые раздумия людей  о том, как в новых условиях будет функционировать социальная сфера: школы, детские сады,  медицинские и культурные учреждения. Руководителями сёл была отмечена необходимость  гарантий со стороны государства в том, что объединившиеся громады реально будут   иметь   необходимые   финансы   и   ресурсы    для    своего   развития,   что    не    будет «оптимизироваться»   социальная сфера, не будет уезжать молодёжь, не будут исчезать с карты населённые пункты. Подчёркивалось, что во избежание такой ситуации нужно создавать  в    громадах рабочие места, строить жильё, готовить необходимых  специалистов.

  Касаясь потенциальных кандидатов  на объединение  с городом Татарбунары, участники круглого стола  рекомендовали городскому совету  пригласить  к объединению сёла  Приморское Килийского района и Надеждовка  Арцизского района, что  и было  соблюдено  в обновленном решении "О предоставлении согласия на добровольное объединение территориальных громад".                            

  В целом, в ходе круглого стола было выработано  единое мнение, подтверждающее необходимость объединительного процесса на территории Татарбунарского района. И, если  в 2015 году для всех стоял вопрос «а нужно ли объединяться», то круглый стол показал, что сегодня   он звучит иначе, а именно:  «как объединяться».

  -   Андрей Петрович,  вы  говорите о непростой сложившейся  конструкции  объединительного процесса. Ведь, по-сути,  вопрос «как объединяться»   говорит  о том, что ряд сельских советов продолжает оставаться на распутье. К каким же результатам мы, всё-таки, прийдём?

-  Всё дело в том, что  судьба объединения  на сегодняшний день  зависит от воли и выбора людей. И так должно быть. Город Татарбунары не вправе  никому навязывать свою волю. Упоминая в начале нашей беседы о важности соблюдения принципов добровольности и  единодушного выбора людей, ещё раз хочу подчеркнуть: Татарбунарский городской совет, приглашая  сельские советы к объединению, хотел бы видеть в  единой громаде всех, кому были направлены приглашения. Всегда считал и сегодня уверен, что вместе мы сильнее.  В единой громаде, сплотившись,  мы сообща сможем преодолевать все трудности, консолидировать наши  возможности  и ресурсы,  направляя их на общее развитие. Но, в то же время, мы с уважением и пониманием отнесёмся к  другому выбору.

        В целом же, по результатам  диалога  представителей городского депутатского корпуса  и исполнительного комитета с депутатами и жителями  сельских советов, который мы целенаправленно провели  на протяжении  сентября – октября, выезжая на места в составе рабочей группы, город Татарбунары получил чёткое согласие на объединение от жителей сёл  Борисовка, Глубокое и Нерушай, которое было подтверждено решениями сессий  их сельских советов. Эти  населённые пункты  проявляют  сегодня   уверенную готовность продолжить   своё дальнейшее  развитие  вместе с городом Татарбунары,   с которым, как они твёрдо считают, их  объединяет  общая  судьба уже  многие десятилетия. Это яркий пример к  укреплению сотрудничества и  совместного хозяйствования.

       От остальных  же сельских советов мы ждём положительных решений. Мы готовы приветствовать  эти  решения,  и  настроены  на прагматичную совместную деятельность.

-  Андрей  Петрович, в завершении нашей беседы  хотелось бы услышать Ваше мнение: какой Вы видите объединённую Татарбунарскую территориальную громаду?

-  Скажу  предельно  откровенно:  мое  мнение строится сегодня на основе  полученного опыта  работы в органах местного самоуправления. Как любой другой  руководитель  небольшого города или села, тесно соприкоснувшийся с проблемами местного развития: а именно, с острой необходимостью модернизации почти всей инфраструктуры, удручающим состоянием дорог, критической ситуацией в сфере коммунального хозяйства, характеризующейся полным износом  водопроводных и канализационных сетей, отсутствием новой  специализированной техники для оказания коммунальных услуг населению,  -  считаю  крайне необходимым проведение на местах  коренных преобразований.  Хотелось бы, чтобы объединённая громада получила мощный  импульс к полноценному развитию и  имела бы к этому мощную  ресурсную и финансовую основу: а это самостоятельное распоряжение землёй, другими местными налогами и   сборами,  имуществом  и   природными   богатствами.   Когда  у   громады   будут  широкие  возможности для расширения источников пополнения  местного бюджета и развития производств, а также  возможности грамотного самостоятельного привлечения инвестиций, тогда  все трудные задачи  развития будут находить своё  разрешение  и превращаться в  добрый результат  для  громады и её жителей.

       Ну, а если дать более широкую  волю мыслям и образам, то хотелось бы видеть  громаду, состоящую   из   людей,  любящих  и  ценящих  свой  родной  край,  невзирающих на то, какими улицами они чаще всего проходят: городскими, или сельскими. Таких её жителей, которые уже сегодня понимают, что малыми силами  большого  не создать  и добротного не построить, мудро понимающих, что наша сила в единстве.  Считаю, что объединять  людей, живущих в громаде, должны представители городского и сельских поселений, являющиеся  настоящими лидерами и инициаторами новых идей и проектов, умеющие принимать смелые решения, необходимые для развития  громады.  И хотел бы завершить наш разговор такими словами, которые были сказаны всеми руководителями местных советов  во время  сентябрьской рабочей встречи в городском совете:  всё, что мы делаем, мы делаем для людей. Мы готовы взять на себя ответственность, если в центре реформы местного самоуправления будет оставаться человек и его интересы.

 Выражаю уверенность, что в  случае своей успешности реформа  местного самоуправления  должна  стать  надёжным фактором улучшения  развития местной  территории.

-  Благодарю Вас, Андрей Петрович, за  озвученную Вами  характеристику объединительных процессов  на территории Татарбунарского района. Разрешите пожелать Вам и  Вашей команде добрых успехов на этом пути.

                                                                                         Беседу с Татарбунарским городским головой

                                                                                         провела  Галина Олейник